«Облако» в сослагательном наклонении
Наши партнёры Наши проекты: IT Worldall CIOIT ContactIT Analytics
ВходРегистрация
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

«Облако» в сослагательном наклонении

«Облако» в сослагательном наклонении

| 25.06.2013

Облачные вычисления, о которых в последние несколько лет не говорит разве что ленивый, все еще не находят широкого применения в IT-инфраструктуре российских компаний. По оценкам участников отечественного IT-рынка, если модель частных «облаков» уже используется некоторыми крупными предприятиями, то коммерческие облачные сервисы до сих пор остаются экзотикой для корпоративного сегмента, несмотря на ряд их объективных достоинств.

В конце прошлого года исследовательская компания Quocirca по заказу Oracle исследовала практику использования собственных и коммерческих ЦОДов в нескольких странах Европы и Ближнего Востока, включая Россию. Выяснилось, что многие заказчики возвращают данные из коммерческих в собственные data-центры, отказываясь от услуг сервис-провайдеров. Это уже не первое исследование за последний год, которое подтверждает, что прогнозируемый бум на коммерческие облачные сервисы так и не наступил.

Такой же точки зрения придерживаются эксперты российского IT-рынка. По словам Александра Ланина, директора департамента интеграционных технологий компании R-Style, «облака» – это развивающаяся тенденция, пока еще не ставшая промышленным стандартом, в отличие от виртуализации, на которой они основываются. Использование частных «облаков» только набирает обороты за счет того, что они упрощают работу IT-служб и снижают издержки на такие типовые задачи, как предоставление ресурсов и контроль их использования. Александр Ланин подчеркивает, что многие корпоративные заказчики еще только задумываются о том, чтобы использовать частные «облака», в то время как коммерческие «облака» широкого применения в корпоративном сегменте пока не находят. «По нашей оценке, проникновение облачных услуг в инфраструктуру корпоративных заказчиков находится в стадии развития. Да, подобные решения востребованы на рынке и у каждого крупного сервис-провайдера есть не один пример реализации подобных проектов, однако рынок в целом находится в стадии преодоления психологических барьеров и осознания преимуществ этих сервисов», – отмечает Михаил Луковников, технический директор data-центра «ТрастИнфо» (ГК «Ай-Теко).

Облачные раскладки

По оценкам компании Parallels, в 2012 году объем отечественного рынка облачных технологий и сервисов достиг 15,6 млрд рублей, из которых больше всего (5,8 млрд) пришлось на аренду инфраструктуры (IaaS). При этом, по оценке Александра Трошина, технического директора компании «Манго Телеком», процентное соотношение частных и коммерческих «облаков» внутри модели IaaS составляет 65:35, а внутри модели SaaS (ПО как сервис) – 55:45.

Эти данные контрастируют со сдержанными оценками развития облачной индустрии в России. Но, по мнению Михаила Марголина, генерального директора компании ENSPACE (дочерняя структура группы MAYKOR), они доказывают, что интерес со стороны заказчиков к облачной модели организации IT-инфраструктуры явно существует. «Про облачные вычисления сегодня думают практически все компании, а наиболее продвинутые в той или иной степени уже применяют облачные технологии и сервисы. А малый и средний бизнес, являющийся генератором развития облачных технологий, в большей степени ориентирован именно на коммерческие облачные сервисы», – сообщил Михаил Марголин. Он отметил, что в стоимостном выражении пока на российском рынке преобладают проекты построения частных «облаков», тем не менее, согласно прогнозам экспертов, эта тенденция преобладания частных облаков продержится не более трех лет.

Схожего прогноза придерживается Алексей Черевков, руководитель направления IaaS ООО «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»). По его мнению, частных «облаков», создаваемых компаниями на базе собственной IT-инфраструктуры, пока больше, чем создаваемых на ресурсах сервис-провайдеров. Однако ситуация меняется, что заметно на примере крупных компаний: многие из них по уровню зрелости бизнес-процессов и развития инфраструктуры готовы к переходу в коммерческое «облако» и постепенно расширяют долю таких сервисов.

imgАлексей Черевков,

руководитель направления IaaS ООО «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»):

«Недоверие к отечественным сервис-провайдерам часто связано с отсутствием SLA, декларативным подходом и неготовностью брать на себя коммерческие обязательства. Возможно, корень проблем в том, что сама культура “бизнеса в облаках” очень молода и находится в стадии становления».


imgАлександр Ланин,

директор департамента интеграционных технологий компании R-Style:

«Перевод IT-инфраструктуры в “облако” необходимо начинать с виртуализации всего, что должно попасть в “облако”».

imgМихаил Марголин,

генеральный директор компании ENSPACE (дочерняя структура группы MAYKOR):

«Все компании привыкли самостоятельно владеть и управлять критическими для бизнеса IT-приложениями, а также нести ответственность за безопасность информации и соответствие законодательным требованиям по ее хранению и обработке».

imgДмитрий Шилов,

исполнительный директор компании «Астерос Сервис»:

«Пока что далеко не все аспекты, связанные с использованием коммерческих “облаков”, сбалансированы в рамках единого правового поля. Поэтому недоверие, особенно в части критически важных данных, по-прежнему является сдерживающим фактором на пути широкого использования коммерческих “облаков”».

imgМихаил Луковников,

технический директор data-центра «ТрастИнфо» (ГК «Ай-Теко):

«Конечно же, у медали всегда две стороны, и стремление организации выполнять все IT-задачи собственными силами приводит к необходимости принять на себя по максимуму риски по доступности и масштабируемости IT-инфраструктуры, а также по своевременному ее обеспечению всеми необходимыми ресурсами».


imgАлександр Трошин,

технический директор компании «Манго Телеком»:

«В отличие от малых и средних предприятий, крупный бизнес получает при переносе IT-инфраструктуры в коммерческое “облако” гораздо меньше ощутимых финансовых преимуществ. К тому ж, крупный бизнес больше заботит улучшение и упрощение использования уже установленного оборудования и ПО».

imgРуслан Заединов,

заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании КРОК:

«Любая компания, планирующая переход на услуги облачного сервис-провайдера, должна формализовать все IT-процессы, при этом ей необходим набор метрик, чтобы контролировать качество работы облачного провайдера».

Корень пассивности

Причин, по которым заказчики неохотно переносят элементы IT-инфраструктуры в коммерческие «облака», предоставляемые сервис-провайдерами, довольно много. Так, по словам Алексея Черевкова («Сервионика»), крупные компании в большинстве своем уже инвестировали довольно серьезные средства в собственную IT-инфраструктуру, поэтому их желание добиться максимально возможного возврата этих инвестиций вполне естественно. Такие компании обращаются к сервис-провайдерам только в тех случаях, когда какие-то узлы IT-инфраструктуры устаревают или требуют изменений, с тем чтобы заменить их уже не собственными ресурсами, а ресурсами провайдера.

«Для маленьких компаний и стартапов коммерческие «облака» очень выгодны, так как позволяют избежать больших первоначальных инвестиций в приобретение инфраструктуры. Как показывает наш опыт, они и являются основными заказчиками коммерческих «облаков». Однако многие из них сомневаются в надежности, безопасности и целесообразности хранения своей конфиденциальной информации в чужой инфраструктуре», – подчеркивает Александр Ланин (R-Style).

По мнению Александра Трошина («Манго Телеком»), крупный бизнес, в отличие от малых и средних предприятий, получает при переносе IT-инфраструктуры в коммерческое «облако» гораздо меньше ощутимых финансовых преимуществ. К тому же крупный бизнес больше заботит улучшение и упрощение использования уже установленного оборудования и ПО. «Есть и еще одна причина, характерная для России. Облачные сервис-провайдеры далеко не всегда соответствуют масштабам крупных отечественных корпораций, а крупный бизнес обычно предпочитает иметь дело с сопоставимыми по масштабу партнерами», – добавляет Александр Трошин.

Предубеждение со стороны заказчиков – основной бич коммерческих облачных сервисов, при этом некоторые их поставщики фактически пилят сук, на котором сидят. «Недоверие к отечественным сервис-провайдерам часто связано с отсутствием SLA, декларативным подходом и неготовностью брать на себя коммерческие обязательства. Возможно, корень проблем в том, что сама культура “бизнеса в облаках” очень молода и находится в стадии становления», – комментирует Алексей Черевков («Сервионика») . А по мнению Руслана Заединова, заместителя генерального директора, руководителя направления ЦОД и облачных вычислений компании КРОК, у заказчиков есть поводы для опасений, поскольку коммерческим «облаком» в любом случае управляет провайдер, а значит, теоретически он может найти способ проникнуть в IT-инфраструктуру заказчика. Кроме того, в публичном «облаке» виртуальная инфраструктура компании соседствует с инфраструктурой других заказчиков, что тоже представляет определенную опасность. «Например, если какая-то компания занимается атаками на внешние ресурсы из публичного “облака”, правоохранительные органы, обнаружив это, заблокируют целый диапазон IP-адресов, и пострадать могут ни в чем не повинные клиенты сервис-провайдера», – отмечает Руслан Заединов.

Насущная зрелость

Эксперты IT-рынка сходятся во мнении, что в целом перенос инфраструктуры в публичное «облако» – сложный процесс, сопровождаемый множеством рисков. В частности, Михаил Марголин (ENSPACE) отмечает, что многие компании используют плохо документированные программные продукты, что существенно осложняет облачную миграцию и требует предварительного глубокого аудита IT-инфраструктуры. «Одна из основных проблем в том, что заказчик зачастую жестко проецирует свою физическую инфраструктуру на облачную. Но на практике попытка превратить физическую конфигурацию IT-ресурсов в облачную всегда неэффективна. Задача переноса IT-инфраструктуры в “облако” состоит в другом: оценить, какие изменения нужно внести в существующую конфигурацию и как реализовать эти изменения облачными средствами», – поясняет Алексей Черевков («Сервионика»).

По словам Руслана Заединова (КРОК), любая компания, планирующая переход на услуги облачного сервис-провайдера, должна формализовать все IT-процессы. При этом ей необходим набор метрик, чтобы контролировать качество работы облачного провайдера. Таким образом, по мнению Михаила Луковникова («ТрастИнфо»), перед переводом инфраструктуры в «облако» компания должна достигнуть определенного уровня зрелости в вопросах ИТ. В частности, необходимо, чтобы ответственные за ИТ сотрудники понимали все используемые внутри компании IT-сервисы и осознавали их значимость для деятельности организации, а также имели четкое представление об их стоимости и необходимом уровне качества. «Важно четкое понимание IT-ландшафта организации, а кроме того, необходима ориентированность на использование IT-систем и приложений, которые поддерживают работу в виртуальных средах», – отмечает Михаил Луковников.

При этом Алексей Черевков («Сервионика») подчеркивает, что заказчикам не стоит преувеличивать возможности облачных вычислений, поскольку это лишь один из возможных подходов к построению IT-инфраструктуры, однако далеко не все бизнес-процессы можно перенести в «облако» и не всегда этот перенос будет эффективным. Именно поэтому, считает он, на рынке растет потребность в IT-специалистах, сочетающих в себе технические знания и компетенции бизнес-аналитиков. «Такие специалисты оценивают бизнес-процесс в комплексе, то есть могут делать осознанный выбор не на уровне технической конфигурации какого-то конкретного решения, а на уровне отбора самого решения и его поставщика. Было бы здорово, если бы в вузах начали готовить именно таких IT-специалистов расширенного профиля, для них есть много интересной работы», – резюмирует Алексей Черевков.

Автор: Алексей Комов

Теги: облака, IT-рынок, IT-канал, вендоры

Газета IT-News № 11/2013 (25.06)    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ], Еженедельник IT Weekly № 26/2013 (02.07)

Компания: Oracle, R-Style Softlab, Ай-Теко, Maykor, Астерос, ТрастИнфо, Манго Телеком


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

ПопулярноеТехнологии

IT-канал

Газета IT-News

Еженедельник IT Weekly

Компании сообщают

Компании сообщаютМаркетинговые акции

Редакция рекомендует

25.04.16
Реселлеры и дистрибьюторы, работающие в IT-канале, постоянно сталкиваются с риском неплатежей. Неприятны неплатежи и в бизнесе с небольшо ...
18.04.16
Тим Хармон (Tim Harmon), специалист Forrester Research, рассуждает в издании Channelnomics о том, как повысить рентабельность работы партн ...
31.03.16
Классическая структура IT-канала планомерно разрушается по всей цепочке. Крупные заказчики создают собственные IT-компании для обслуживания своей ин ...
30.03.16
Уральский федеральный округ, и в частности Екатеринбург, давно облюбовали основные российские многовендорные дистрибьюторы, и в кризисны ...

Реклама

Последние комментарии

Фоторепортажи

Конференция «Оптимизация бизнеса"Конференция «Оптимизация бизнеса"
22.05.16
Мероприятие RAMEC "Безопасная ИТ-инфраструктура предприятия на платформе IBM"Мероприятие RAMEC "Безопасная ИТ-инфраструктура предприятия на платформе IBM"
20.05.16
ИТ-ландшафт регионов РоссииИТ-ландшафт регионов России
10.04.16

Тренды

04.03.16
Агентство East-West Digital News подготовило отчет «E-Commerce in Russia. February 2016», в котором указало, что за 2015 год 30 млн ро ...
13.01.16
IBM в 23-й раз подряд получила в США больше патентов за год, чем все ее конкуренты. Такие подсчеты провела аналитическая компания IFI Claims Pa ...