В 2016 г. международный голосовой OTT-трафик впервые превысил телефонный. Аналитика рынка ИТ и телеком
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT Worldall CIOIT Contact
IT-News
ВходРегистрация
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

В 2016 г. международный голосовой OTT-трафик впервые превысил телефонный

Лента новостейФакты и прогнозыАналитика рынка

БизнесIT-рынок

В 2016 г. международный голосовой OTT-трафик впервые превысил телефонный

| 13.03.2017

J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования российского и мирового рынка мобильных мессенджеров. Основные перспективы развития в этом сегменте связаны с социальной коммерцией и созданием самодостаточных универсальных платформ, объединяющих самые разнообразные сервисы внутри одного приложения.

Крупнейшие проекты в мире и в России

В число крупнейших мессенджеров в мире входят WhatsApp (1,2 млрд пользователей в конце 2016 г.), Facebook Messenger (1 млрд в середине 2016 г.), QQ (900 млн на 3 кв. 2016 г.), WeChat (846 млн на 3 кв. 2016 г.), Skype (более 300 млн на конец 1 кв. 2016 г.), Viber (260 млн на конец 2016 г.) и Line (217 млн в конце 2016 г.).

img

В 2016 году международный голосовой OTT-трафик впервые превысил традиционный телефонный трафик - 552 млрд мин. против 546 млрд мин, соответственно.

img

В России, по данным опроса проведенного J'son & Partners Consulting в конце 2016 г., в тройку наиболее популярных мобильных мессенджеров и соцсетей вошли «ВКонтакте», WhatsApp и Viber.

По сравнению с данными опроса, проведенного J’son & Partners Consulting в середине 2015 года, проекту «ВКонтакте» удалось взлететь с 5-го на 1-е место, а Skype (абсолютный лидер по данным 2013 года) сместился с 3-го на 4 место после WhatsApp и Viber. Снижение популярности Skype в России в 2016 г. подтверждается данными и других опросов и связано с недостаточно высоким качеством связи, обилием рекламы, недостаточно простой регистрацией и распространением контактов по сравнению с другими мессенджерами (Viber, WhatsApp и Telegram), а также необходимостью поддерживать приложение активным для возможности коммуникаций в реальном времени.

От платных звонков и абонентской платы до «социального шопинга»

После не вполне удачных, а порой и неудачных попыток монетизации за счет абонентской платы и платных звонков в сетях мобильной и фиксированной связи, монетизация мобильных мессенджеров остается актуальной проблемой, и компании пытаются решить ее разными путями, например: продажа рекламы, стикеров и сувениров; создание платформ для сторонних приложений и сервисов; «социальная коммерция»; комиссия с владельцев бизнес-аккаунтов.

Вероятнее всего, мессенджеры будут практиковать разнообразные способы своей монетизации, прежде чем остановятся на нескольких ключевых оптимальных моделях. Одна из значимых тенденций – переход крупнейших игроков к созданию собственных платформ для сторонних приложений.

Крупнейшие российские мессенджеры, в основном, идут по пути китайского проекта WeChat, который за счет партнерства с миллионами компаний из различных сегментов (от городского транспорта до доставки еды и продажи цифрового контента) смог интегрировать большое число сервисов в одном приложении. Пользователи WeChat, не выходя из приложения, могут, например, выбрать кафе для завтрака, забронировать столик, вызвать такси, выбрать еду из меню, оплатить счет и т.п.

При помощи мессенджеров выстраивается модель коммуникаций между потребителями и брендами – в настоящее время Россия в этом направлении делает пока только первые шаги. Например, некоторые ретейлеры пока, в основном, используют этот канал коммуникации со своими клиентами в самых простых вариантах (например, как замена обычному телефону для справок). Более активно мессенджеры используются в онлайн-продажах (прием заказов, бронирование билетов, службы поддержки, консультации и пр.). В некоторых компаниях уже достаточно активно используются боты, которые позволяют существенно сократить расходы на обслуживание клиентов.

Проекты сотовых операторов

До сих пор ни одному из российских операторов не удалось создать проект в области мобильного мессенджинга, который бы мог конкурировать по популярности с существующими глобальными брендами – WhatsApp, Viberи пр. Тем не менее, попытки операторов создать аналогичные сервисы не прекращаются. Например, в 2015 г. компания МТС запустила мессенджер MTS Connect, «МегаФон» в 2016 г. «перезапустил» «Мультифон» (проект eMotion), а «ВымпелКом» планирует запустить в 2017 г. приложение Veon, которое объединяет функционал мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов. В мире есть лишь единичные примеры успешного запуска операторами мобильных мессенджеров. Один из них – проект BiP турецкого сотового оператора Turkcell (более 10 млн загрузок к концу 3 кв. 2016 г.). Однако способы монетизации BiP пока остаются неясными.

Крупнейшие глобальные мессенджеры существенно выигрывают в популярности у операторских OTT-приложений, которые, как правило, ориентированы в первую очередь на собственных абонентов оператора.

Регулирование

Операторы мобильной связи сетуют на то, что в то время как их деятельность лицензируется, а мобильные мессенджеры предоставляют, по сути, те же услуги, их деятельность никак не регулируется. В ноябре 2016 г. на сайте Медиа-коммуникационного союза (МКС), в который входят, в том числе крупнейшие операторы мобильной связи, был опубликован законопроект о регулировании работы ОТТ-сервисов. Документ, в частности, обязывает разработчиков мессенджеров работать в России только по договору с операторами связи, идентифицировать пользователей и ограничивать передачу запрещенной информации. Разработка законопроекта началась в 2015 г., он был раскритикован интернет-компаниями, управляющими мессенджерами и видеосервисами, а также экспертным советом при правительстве. Тем не менее, необходимость регулирования мессенджеров была поддержана в Госдуме. В проекте стратегии развития информационного общества на 2017-2030 гг., опубликованном на сайте Совета безопасности России, предполагается, в том числе, усиление правового регулирования соцсетей и мессенджеров.

Вероятность регулирования мессенджеров в России в том или ином виде J’son & Partners Consulting оценивает как высокую. Основные аргументы связаны с необходимостью идентификации пользователей и блокировки нежелательного контента с целью предотвращения противоправных действий.

 

 

 

Теги: телекоммуникации, ОТТ-сервисы, мессенджеры, IT-рынок

Еженедельник IT Weekly

Компания: J'son & Partners Consulting


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

мероприятия

| 31.03.2017
31 марта конференция BIS Summit впервые пройдет в Петербурге

Санкт-Петербург, Площадь Победы, 1, гостиница Park Inn Pullkovskaya

| 24.05.2017 — 26.05.2017
11-ая конференция IT&SECURITY FORUM

Казань, Отель «Корстон», ул. Николая Ершова, 1А

Также смотрите

Стратегия ИНТАРИ – информационная поддержка строительного персонала непосредственно на трассе. Это геодезисты, мастера по сварке, машинисты экскаватор...
Особая сложность в том, что российская ОС уровня предприятия может замещать соответствующие решения Microsoft только постепенно и должна с ними сосуще...

Еженедельник IT Weekly: № 12/2017 (28.03)

Последние новости

Фоторепортажи

Реклама
11 апреля 2017 года
Место проведения: Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров SpbCIO
Круглый стол –  это открытая дискуссия, в которой примут...

Календарь мероприятий

<<<Март, 2017>>>
Пн6132027
Вт7142128
Ср18152229
Чт29162330
Пт310172431
Сб4111825
Вс5121926

Прошедшие мероприятия
Текущие мероприятия
Будущие мероприятия