Энцелад: микробы еще не найдены, но питательная среда уже есть. Новинки в мире технологий
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT Worldall CIOIT Contact
IT-News

Энцелад: микробы еще не найдены, но питательная среда уже есть

Энцелад: микробы еще не найдены, но питательная среда уже есть

Николай Блинков | 21.04.2017

Энцелад — главный кандидат на возможность найти внеземную жизнь в Солнечной системе. Там обнаружено тепло, водород и углекислый газ. Ранее были найдены водяной пар и лед.

Межпланетная станция Cassini, запущенная еще 15 сентября 1997 года, обнаружила, что водяные струи, извергаемые из недр Энцелада, спутника Сатурна, содержат до 1,4% водорода и до 0,8% углекислого газа. Скорее всего, в недрах Энцелада существуют гидротермальные источники. На Земле подобные процессы поддерживают существование в глубинах океанов экосистем анаэробных архей — примитивных микробов, получающих энергию без доступа кислорода.

Исследование группы ученых опубликовано в журнале Science в материале «Cassini finds molecular hydrogen in the Enceladus plume: Evidence for hydrothermal processes». «Мы еще не нашли самих микробов, но уже видим питательную среду для них», - полны энтузиазма ученые.

Энцелад — шестой по размеру спутник Сатурна. Вокруг планеты луна обращается за 32,9 часа. Радиус Энцелада примерно в 25 раз меньше, а масса — в 200 тысяч раз меньше, чем у Земли. У этой луны Сатурна крайне разреженная атмосфера, а под водяной мантией, покрытой льдом — твердое силикатное ядро. Ученые полагают, что внутри океана гидротермальная активность, вероятно, нагревает воду до 90 градусов по Цельсию. Исследование Энцеланда в микроволновом диапазоне показало, что он теплеет всего в нескольких метрах под поверхностью.

К слову, финал миссии Cassini запланирован на 15 сентября 2017 года. В этот день космический аппарат должен быть затоплен в атмосфере Сатурна: он будет погружаться, передавая данные, пока его не раздавит давление. Такой способ уничтожения аппарата позволит предотвратить возможное биологическое загрязнение наземными материалами Энцелада и Титана — спутников планеты, где ученые не исключают наличие примитивной жизни, а в свете новых находок, эта жизнь представляется очень и очень вероятной. В настоящее время Cassini находится на орбите Сатурна и является его искусственным спутником.